Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Ниже приводятся комплексы упражнений
для формирования основных групп звуков, а также для дифференциации свистящих -
шипящих, звонких - глухих и сонорных (л -р).
Прежде чем
начать заниматься с ребёнком,
необходимо знать следующие правила:
- Надо
выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно
произносит ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно
можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а
потом переходить к другим комплексам.
- Принуждать
ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они
проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
- На
одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.
- К
последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут
усвоены предыдущие.
- Все
упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит
спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
- Некоторые
упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо
для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных
положений губ, языка.
- У
ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у
него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать
внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться
к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это
тоже не получалось.
- Выполнять
все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут
даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений
органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно
выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи
зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними
зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно
следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность
определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное
движение.
- Если у
ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить
правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.
- Всю
работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают
с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих
затруднениях.
- Начинать
работу по дифференциации звуков с ребёнком можно лишь после того, как он
научится правильно произносить дифференцируемые звуки(с - ш, з -ж. б-п.
л-р и другие), но в речи их еще смешивает, т, е. вместо одного звука
употребляет другой.
Начинать
работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих
научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без
одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).
Общая артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата. Цели общей артикуляционной гимнастики - общее развитие речевого аппарата ребенка, облегчающее дальнейшую работу по постановке звуков.
Комплекс для свистящих (С,З,Ц)
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть её приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке Ц сначала смычку, потом щель);
движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Комплекс для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ).
-широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при
этом кончик языка образует щель с твёрдым нёбом (при Ч - сначала смычку, а
потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
-губы выдвигаются вперёд и округляются; нижняя челюсть слегка опускается;
-воздушная струя идёт посередине языка.
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие
упражнения.
НА ГЛАВНУЮ