Суббота, 27.04.2024, 15:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Твой Логопед

Артикуляционная гимнастика

НА ГЛАВНУЮ

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 

         Ниже приводятся комплексы упражнений для формирования основных групп звуков, а также для дифференциации свистящих - шипящих, звонких - глухих и сонорных (л -р).

Прежде чем начать заниматься с ребёнком,
необходимо знать следующие правила:

  • Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
  • Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
  • На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.
  • К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  • У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
  • Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.
  • Если у ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.
  • Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.
  • Начинать работу по дифференциации звуков с ребёнком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцируемые звуки(с - ш, з -ж. б-п. л-р и другие), но в речи их еще смешивает, т, е. вместо одного звука употребляет другой.

Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

 


Общая артикуляционная гимнастика.

 

   Артикуляционная гимнастика - это совокупность упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата. Цели общей артикуляционной гимнастики - общее развитие речевого аппарата ребенка, облегчающее дальнейшую работу по постановке звуков.



Комплекс для свистящих (С,З,Ц)

       Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть её приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке Ц сначала смычку, потом щель);
движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ


Комплекс для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ).

 Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка:
-широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твёрдым нёбом (при Ч - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
-губы выдвигаются вперёд и округляются; нижняя челюсть слегка опускается;
-воздушная струя идёт посередине языка.
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ


РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ


НА ГЛАВНУЮ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей